КАК ПРАВИЛЬНО ПОГРУЗИТЬ ЛОШАДЬ
Погрузка лошади часто становится испытанием для всех, кто в этом процессе принимает участие, особенно для лошади. И если лошадь испугается в первый раз, то каждая следующая погрузка будет еще труднее. С другой стороны, получая позитивный опыт, каждый последующий раз становится легче, если только водитель или трейлер не создадут опасные ситуации.
Таким образом, всегда стоит потратить столько времени, сколько потребуется, чтобы провести погрузку правильно.
Всегда важно помнить, что даже опытным «лошадникам» бывает очень сложно оценить напугана лошадь или нет, а также каков уровень этого страха, и поэтому для правильной погрузки лошади важно узнать именно это.
Нижеследующий план освещает каждую из стадий погрузки лошади, охватывая большинство возможных ситуаций.
Шаг 1: Почему лошадь не хочет заходить в коневоз?
Очень важно понять причины нежелания лошади заходить в коневоз.
Самые распространенные причины:
- Лошадь боится покидать свой табун или собратьев по конюшне.
Обычно это действительно серьезная проблема, если лошадь едет без других лошадей. Для нас важно понимать, что в естественной среде лошадь редко остается одна, и если она доверяет вам, то последует за вами в трейлер несмотря на то, что ей придется оставить других лошадей.
Первый шаг, который вы можете предпринять чтобы завоевать ее доверие — это убедить животное, что вы действительно заботитесь о лошади и делаете все возможное, чтобы она всегда чувствовала себя хорошо. Если она убеждена в этом, то сделает все, чтобы угодить вам, даже если это для нее трудно.
- Лошадь боится ездить.
Лошади обычно боятся дороги из-за негативного опыта в прошлом, например, если они попадали в аварию или были жертвами неосторожного водителя. Погрузка лошади, которая в прошлом была травмирована, требует много терпения и неограниченного времени. Различить лошадь действительно очень напуганную и ту, которая просто нервничает, не так просто, как это может показаться. Часто действительно напуганные лошади выглядят как упрямые, хотя на самом деле их эмоции спрятаны глубоко внутри и у них может происходить «тихая» паническая атака. Важно знать свою лошадь и ее личность и признавать возможность того, что она может паниковать.
- Коневоз не внушает лошади доверия.
Хорошо известно, что лошади чувствуют энергетические вибрации структур. Если вы грузите лошадь, с которой раньше не было проблем, и у которой не было негативного опыта ранее, и вдруг она отказывается, то необходимо проверить безопасность вашего коневоза. Возможно, есть проблемы с прочность пола, колес или давлением в шинах. И это нужно выяснить, потому что последствия аварии обычно гораздо хуже, чем опоздание на соревнования. Конечно, ваша лошадь может и не почувствовать всего этого, значит, к сожалению, она не является надежным детектором проблем!
- Лошадь не доверяет людям, поэтому в «страшное» место не идет за человеком.
Часто возникает необходимость перевозки полудиких лошадей, которые не приучены к людям. Иногда их естественная боязнь людей используется при погрузке. Но, конечно, это крайняя мера и не относится к предмету нашего разговора, так как мы говорим об установлении взаимопонимания с животным.
Боязнь людей также может быть связана с недостатком доверия к ним. Наиболее распространенным знаком недоверия человеку является ее нежелание идти вперед.
- Лошадь боится того, что произойдет в пункте назначения.
Любая лошадь может проследить цепочку событий и если ей не нравится то, зачем и куда она будет ехать, например, соревноваться в ситуации, когда на самом деле она не готова физически и/или психически, то лошадь может решить, что трейлер и является главным «злом». Если отказ грузиться в коневоз все-таки связан с предстоящим стартом, это тоже можно попытаться распознать, наблюдая за поведением лошади. Существует множество факторов, которые нужно учитывать, но самый главный из них — ваша интуиция.
- Лошадь всегда чувствует вашу тревогу.
Этот фактор намного более сильный, чем мы можем себе представить, особенно, если ваша лошадь признает вас лидером и чувствует, что вас при погрузке что-то беспокоит. Если лидера что-то беспокоит, то лошадь и близко не подойдет к этому предмету! Научиться анализировать свои эмоции очень важно, особенно, если вам предстоит грузить трудных лошадей.
- Лошадь недостаточно хорошо себя чувствует, чтобы ехать.
Накануне поездки необходимо обратить внимание на состояние лошади. Она может быть немного вялая или потеть быстрее, чем обычно и т.д. Если лошадь отказывается грузиться не из-за своего характера, то можно предположить, что чувствует она себя не очень хорошо. Всегда обращайте на это внимание, так как поездка требует много энергии, и если лошади не очень хорошо, то ее состояние может ухудшиться во время поездки, и она даже может травмироваться, если стресс станет слишком сильным.
Шаг 2: Принцип «канала».
Существует эффективная процедура погрузки лошади, которая позволит успешно разрешить большинство ситуаций, описанных выше. Этот процесс основан на принципе «канала».
Первая составляющая успеха, которая у вас должна быть — это терпение, вторая — сила воли. Вы должны хотеть, чтобы лошадь была сконцентрирована на вас, а не на предстоящем действии. Также у вас должно быть больше решимости, чем у лошади, и тогда успех гарантирован. Вы никогда не сможете быть сильнее лошади физически. Вот почему тренировки лошади силой не приносят успеха. А вы, если захотите, можете быть сильнее ментально. По сути, вы должны быть сильнее лошади внутренне, если хотите быть успешным тренером и всадником — это требование к лидеру при любых обстоятельствах. Очень важно не допускать у себя возникновения чувства беспомощности или раздражения, потому что они основаны на страхе и не придадут вашей лошади смелости.
Вот пример того, как работает эта система:
Если ваша лошадь при подходе к месту погрузки имеет привычку тянуть назад или в сторону, а вы недостаточно сильны, чтобы удержать ее на обычном недоуздке, тогда используйте веревочный недоуздок без мягких подложек. Лучше избегать использования трензеля, цепочек и других приспособлений во рту, потому что рот лошади должен быть защищен настолько, насколько возможно. Веревочные недоуздки с какими-либо заклепками на затылке также являются плохой альтернативой, так как могут повредить выйную связку, что в большинстве случаев необратимо из-за силы сопротивления лошади.
В случае, когда лошадь настолько напугана, что применяет свою силу против вас достаточно жестко, и возникает необходимость воспользоваться трензелем или чем-то подобным, лучше создать вокруг трейлера закрытое пространство, из которого она не сможет сбежать. Используя веревочный недоуздок, не пытайтесь всеми силами удержать и остановить лошадь, когда она тянет назад, дайте ей отойти — потом просто идите вперед и приведите лошадь к тому месту, с которого она ушла. Возможно, вам придется сделать это пятьдесят раз, а может быть и больше, в зависимости от того, насколько сильна эта привычка лошади, основанная на страхе. Рано или поздно она осознает бесполезность своих действий и найдет в себе смелость сделать то, о чем вы просите.
Развитие ваших лидерских способностей в той мере, когда вы сможете принимать решения инстинктивно, может занять много лет, поэтому не переживайте, если не все получается сразу, просто потратьте время, чтобы выяснить, что именно и когда пошло не так и попробуйте опять. К правильным вашим действиям обычно лошади так же восприимчивы, как и к неправильным, просто правильные гораздо сложнее применять на практике.
Шаг 3: Порядок погрузки.
- До того, как вы подойдете к трейлеру, убедитесь, что ваша лошадь идет за вами спокойно.
Вы можете сделать несколько кругов, попросив лошадь идти более энергично, при этом вы должны оставаться возле ее плеча, помогая кончиком чомбура, если она не отвечает. Процесс погрузки будет правильным, если животное останавливается тогда, когда останавливаетесь вы, уважает ваше личное пространство и отодвигается, когда вы идете на нее. Если лошадь ленива, вам нужно передать ей свою энергию, если же напряжена — оставаться спокойным и терпеливым.
- Сделайте хороший большой заход и подойдите к трапу ровно.
Выбрать хорошую траекторию важно, потому что тогда вам не придется поворачивать, чтобы опять выровнять лошадь. Если вы поворачиваете в сторону, то становитесь «слабее» в глазах лошади, так как она воспринимает это как проявление неуверенности с вашей стороны нужно ли заходить в трейлер или нет. От вас должна идти уверенность необходимости захода в трейлер когда грузите лошадь. Не нужно суетиться, потому что лошадь должна понять, что вы серьезно настроены и уже приняли решение.
- Дайте лошади время.
Как только ваша лошадь увидит коневоз и заинтересуется им, дайте ей время освоиться. Она может захотеть обнюхать трап и обследовать коневоз, и очень важно дать ей это сделать.
Секрет погрузки лошади прост — вы даете лошади понять, что именно хотите от нее и направляете ее туда куда вам нужно до тех пор, пока она не отреагирует так, как вам нужно.
Эти атрибуты на самом деле и есть принцип «канала». Все знают, что вода бежит в любую щель, которую может найти. И когда вы ведете лошадь на погрузку, большая часть успеха зависит от отсутствия таких «щелей». Это не так просто, как может показаться, потому что система «канала» не физическая, а энергетическая, и чтобы реализовать ее, нужно полагаться на свой ум и интуицию.
Что означает принцип «канала»?
- Если ваша лошадь смотрит в сторону, вы поворачиваете ее голову прямо.
- Если лошадь пытается утянуть в сторону, старайтесь, чтобы она смотрела в сторону коневоза. Если лошадь идет назад, старайтесь удержать ее на дорожке, ведущей к трейлеру. Не пытайтесь остановить ее, если лошадь пятится, но идет прямо и действительно сопротивляется. Не останавливайте ее — это не ускорит процесс и может травмировать шею лошади. Нужно вернуться обратно — обычно лошадь легко возвращается к тому месту, где была ранее, если понимает, что не может никуда свернуть.
- Если ваша лошадь уходит в стороны с трапа или вокруг него, вы должны подтолкнуть ее тело обратно в то положение, когда она будет стоять ровно — мордой к трапу. Никогда не отворачивайте и не разворачивайте лошадь, даже если она находится в странном положении, она знает, что делает. И если вы будете настаивать и направлять ее до тер пор, пока она не будет стоять ровно по отношению к коневозу, то скоро сопротивление прекратится. Возможно, вам придется выравнивать ее снова и снова, пусть это будет даже пятьдесят раз, но с каждым разом лошадь будет все больше убеждаться, что вы являетесь лидером.
- Если лошадь «врастает» в землю на одном месте и не хочет двигаться, то вам нужно применить медленное, но продолжительное воздействие чомбуром и ждать. Ни одна лошадь не будет мириться с таким воздействием вечно, и когда она начнет движение, то вознаграждением будет освобождение от его воздействия. Если она идет вперед, то это замечательно и вы обязательно похвалите ее, и через минуту просите опять сделать это и повторяйте процедуру. Если же лошадь продолжает сопротивление, перенося вес назад или становясь на свечки, вам нужно подождать, попытаться успокоить ее, и, убедившись, что она стоит прямо, снова начать движение.
Лошади обычно меняют свои способы отказа от погрузки достаточно быстро, используя до пяти-шести различных вариантов. Важно то, чтобы вы не меняли свои требования. Конечно, вы должны быстро, спокойно и эффективно реагировать на каждую попытку отказа, но в то же время стоять на своем.
Следование этой процедуре во время погрузки обычно приводит к желаемому результату достаточно быстро, особенно с теми лошадьми, которые просто беспокоятся или не уверены.
С другой стороны, с теми лошадьми, которые имели негативный опыт в прошлом, погрузка будет становится с каждым разом все лучше и лучше. Работа с особенно напуганными приносит хороший результат в том случае, если человек понимает причину страха лошади. Это признание дает возможность лошади принять страх внутри себя, и как следствие, найти смелость довериться людям.
Также, если вы будете развивать свою способность понимать чувства лошади, то сможете принимать правильное решение в каждой конкретной ситуации.
Идеи в действии
Недавно произошел такой случай: нас попросили помочь погрузить лошадь, которая не хотела мириться с ситуацией, когда мы ей показали трейлер. Эта лошадь выглядела просто упрямой, но не напуганной — так называемая «трудная лошадь». Мы попробовали мысленно больше сконцентрироваться на ней и постепенно поняли, что она чувствует настоящий ужас от того, что происходит. Создавалось впечатление, как будто ее просят сделать шаг со скалы, и ее единственным способом защиты было оставаться на месте и никуда не двигаться.
Когда мы осознали ужас лошади, мы сообщили об этом всем, кто участвовал в погрузке, чтобы они тоже могли признать состояние и разделить чувства лошади, тем самым снизив необходимость сопротивления.
После этого лошадь стала себя вести более осознанно, смотреть на трейлер и воспринимать идею зайти в него менее страшной. Еще мы поняли, что нужно показать
этой лошади, что от нас опасность не исходит, потому что до этого люди с ней плохо обращались и поэтому она боялась и трейлера, и того, что люди будут доминировать над ней. Мы присели, чтобы в ее глазах не казаться большими, показывая, что не хотим навязывать свою волю, и постепенно она начала заходить в трейлер! В этом случае лошадь выбрала способом защиты «вкапывание», поэтому не понадобились другие методы принципа «канала.» Поворотной точкой стало то, что ее чувства люди признали, а если бы мы начали бороться с ее упрямством, то это травмировало бы лошадь еще больше.
Этот пример еще раз доказывает важность развития своей интуиции в работе с лошадьми на погрузке, а не поиска шаблона, механической «системы» одной для всех случаев.